О законе по «носителям русского языка»

В мае 2014 в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон № 71-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данными изменениями возможность приобретения гражданства РФ была дополнена значимым для любого государства принципом выдачи гражданства — культурно-языковым. Этот очень ожидаемый закон предусматривает сокращение сроков и упрощение процедуры вступления в гражданство РФ гражданами, признанными в установленном порядке «носителями русского языка».

Во всём мире существует практика возвращения на Родину, приобретения гражданства по принципу культурного и языкового родства, и, как правило, процедура сводится к доказательству такого «родства». Схожий принцип был заложен в данную программу.

При поверхностном изучении закона процедура, действительно, упрощена: после признания кандидата носителем русского языка ему необходимо отказаться от имеющегося гражданства. Документ уполномоченного органа иностранного государства (консульства), подтверждающий обращение лица с заявлением об «отказе» от имеющегося у него гражданства, даёт возможность получить вид на жительство. После подтверждения «прекращения иностранного гражданства» лицо может сразу обратиться с заявлением о приобретении гражданства РФ.

Практическая реализация новой программы приобретения гражданства РФ уже осенью 2014 показала ряд сложностей при получении гражданства по ней, причём непреодолимого характера.

Так, в ряде государств — республик бывшего СССР — процедура «отказа» от гражданства не предусмотрена, подача заявления в подобной форме не является основанием для прекращения гражданства, а при обращении в полномочный орган (консульство) заявителю предлагается оформить процедуру «выхода» из гражданства. Для подачи документов требуется наличие заграничного паспорта, а также предварительное прохождение административной процедуры — получение разрешения на выезд на постоянное место жительства за рубеж (продолжительность процедуры после подачи полного комплекта документов — несколько месяцев). Наличие статуса «ПМЖ» предусматривает, что заявитель заранее был снят с регистрационного учёта по месту жительства, а также с иных учётов — пенсионного, налогового, военного и др.

Для получения гражданства РФ лицами, признанными носителями русского языка, законодательством РФ определён ограниченный — до 2-х лет, причём без возможности его дальнейшего продления — срок действия вида на жительство, который возможно получить участнику программы. В течение этого срока заявитель обязан не только предоставить подтверждение прекращения иного гражданства либо документ, что это невозможно по независящим от него причинам, но и подать заявление о приёме в гражданство РФ. На практике в Украине и Узбекистане за последние несколько лет «выход» гражданам вообще «не подписывают», причины неизвестны, очевидно, что они продиктованы «политической волей правящего режима». В других государствах-республиках бывшего СССР данная процедура также всячески затягивается и имеет ряд сложностей, чем нивелирует все положительный моменты программы получения гражданства РФ носителями русского языка.

Подводя итог, стоит отметить, что в рамках действующего законодательства для получения гражданства РФ по общей процедуре, а также по другим программам упрощенных процедур — программе «переселения соотечественников» — достаточно подачи в УФМС нотариально заверенного обращения заявителя об отказе от имеющегося гражданства иного государства, а также квитанции об отправлении указанного заявления через подразделения «Почты России» в адрес консульского отдела Посольства иностранного государства гражданства заявителя в России.

Учитывая вышеизложенное, видятся следующие варианты решения:

— Внесение на законодательном уровне изменений в программу получения гражданства по программе «носителей русского языка», с заменой императивного требования о предварительном, ещё до получения гражданства РФ, выходе из гражданства иного государства, об обращении в консульство с заявлением об отказе от имеющегося гражданства иностранного государства, заменив его на уведомительное направление заказной (ценной) корреспонденцией нотариально заверенного заявления «о выходе» из гражданства (подданства) иного государства

Данные изменения в российском законодательстве позволят не только более широко воспользоваться своими законными правами по изменению гражданства всем русскоязычным гражданам, выходцам из СССР, будут способствовать единению русского народа, но и сыграют положительную роль в демографической ситуации, складывающейся в РФ, сделав существующие положительные тенденции необратимыми.

Кроме подтверждения «выхода из гражданства иностранного государства» иные проявившие себя на практике сложности:

1. Особенности оформления необходимых документов в Украине.

В связи со сложившейся военно-политической обстановкой в Украине, в ряде регионов, оформить необходимые для процедуры выхода из гражданства Украины документы очень сложно: их выдача под различными предлогами затягивается, либо в выдаче отказывается вовсе. Так, процедура оформления заграничного паспорта проходит через Управление государственной миграционной службы Украины в г. Киев, а процедура получения разрешения на выезд на постоянное место жительства за рубеж, в том числе, предусматривает снятие с воинского учёта.

На территории Донбасса получить заграничный паспорт и оформить разрешение на выезд на ПМЖ по известным причинам практически невозможно (юридический статус данной территории не определён).

При обращении в Консульство Украины в РФ, расположенное по адресу: г.Москва, Леонтьевский переулок, д.20, гражданам Украины в оформлении загранпаспорта , а также «убытия на ПМЖ в РФ» отказывается.

Имеется информация, что комиссией по признанию «носителями русского языка» только по г. Москве было признано таковыми около 2 тысяч граждан, однако реально в консульство с заявлением о «выходе из гражданства Украины» обратились единицы.

2. Ситуация по очереди для подачи документов по «носителям русского языка» в г. Москве.

В г. Москве очередь, т.н. «предварительная запись» только на консультацию, на Кирпичной, 32, стр.1, 104 каб. (единственное место на весь город, где занимаются данным вопросом), растянулась на много месяцев, сейчас записываются в список под номерами за 8 тысяч. По очереди в настоящее время проходят примерно 6 тысячные номера. Приём по 50 человек в приёмный день, только по понедельникам, с 10 до 13 и с 14 до 16 ч. Ранее была вообще давка, вплоть до вызова наряда полиции. Сейчас, при посещении 104-го кабинета по очереди (это только первый приём, документы практически не смотрят, в т.ч. поскольку время на приём одного человека выходит около 5 минут) выдают талон на собственно «консультацию», уже примерно на ноябрь 2015 года. В ноябре на «консультации» посмотрят документы, если всё в порядке, то ещё через несколько месяцев (по опыту — не менее 1 мес.) назначают вторую дату визита — подачу заявления. Далее идёт собеседование, результатом которого является «решение о признании носителем русского языка».

Имеется непроверенная информация, что в настоящее время рассматривается вопрос о приостановлении данной процедуры в г. Москве.

В регионах РФ в связи с меньшим «спросом» сроки процедуры (консультации, подачи заявления и собеседования) соответственно сокращаются до предусмотренных законом.

3. Необходимость «легализоваться» на территории РФ каким-либо отличным от предусмотренного программой способа.

За всё время, пока человек многомесячно «стоит» в очереди, он должен как-то законно находиться на территории РФ. Поэтому «предусмотренные» данным законом возможности продлить временную регистрацию вообще не рассматриваются. Параллельно необходимо оформлять либо патент, либо разрешение на работу, либо временное убежище.

4. Несоответствие норм законодательства Украины применительно к предусмотренному процедурой «уведомлению о возможности приёма в гражданство РФ».

В соответствии с нормами ст. 18 Закона Украины «О гражданстве Украины», выход из гражданства Украины допускается, если лицо приобрело гражданство иного государства или получило документ, выданный уполномоченными органами иного государства, о том, что гражданин Украины приобретёт его гражданство, если выйдет из гражданства Украины.

Является ли таким документом уведомление о возможности приобретения гражданства Российской Федерации, выдаваемое носителям русского языка? Сомнительно, потому как таковое уведомление не гарантирует, а только допускает возможность приобретения гражданства иностранного государства. Ведь гражданин — претендент на гражданство РФ — после получения указанного выше уведомления о возможности приёма в гражданство РФ и выхода на его основании из гражданства Украины не обязан обращаться в компетентные органы РФ с заявлением о его приобретении, в свою очередь, полномочиями понудить лицо без гражданства, которым может стать гражданин Украины после выхода из гражданства Украины, даже если поводом к выходу из гражданства Украины стало уведомление о возможности принятия в гражданство РФ, к последующему получению гражданства РФ, органы власти Российской Федерации не наделены.

5. Раскладка финансовая по выходу из гражданства Украины в разрезе минимальных зарплат.

Согласно тарифам консульского сбора, утверждённым министерством иностранных дел Украины 12.02.2015, информация о которых размещена на официальной веб-странице посольства, оформление паспорта гражданина Украины для выезда за рубеж обойдётся в 100 долларов США (5900 рублей), оформление ходатайства об оставлении на постоянное место проживания за границей обойдётся в 180 долларов США (10420 рублей), и оформление ходатайства о выходе из гражданства Украины оценено ещё в 210 долларов США (12490 рублей).

Итого 490 долларов США, почти 30 тысяч рублей, за каждое лицо, если в семье несколько человек. Причём, независимо от результатов рассмотрения ходатайств консульский сбор возврату не подлежит.

С 1 января 2015 года минимальный размер оплаты труда в РФ составляет 5965 рублей, минимальная зарплата в Украине составляет 1218 гривен, что, по официальному курсу Национального Банка Украины на 01.03.2015 (0,4573) составляет эквивалент 2663 рублей, по рыночному же курсу и того меньше — всего 2436 рублей.

Таким образом, стоимость оформления процедуры выхода из гражданства Украины, находясь на территории РФ, составит 5,7 минимальных зарплат по РФ, или 13,9 минимальных зарплат по Украине.

В этом контексте представляет интерес норма ст. 1 Закона Украины «О гражданстве Украины». Выделив из данной статьи норму, применимую в описываемой нами ситуации, получим: «независящая от лица причина неполучения документа о прекращении иностранного гражданства — … если стоимость оформления прекращения иностранного гражданства (подданства) превышает половину размера минимальной заработной платы, установленного законом в Украине на момент, когда лицо приобрело гражданство Украины».

Иначе говоря, если для получения гражданства Украины нужно выйти из предыдущего гражданства, а стоимость такого выхода более 609 гривен — причина неполучения документов о прекращении иностранного гражданства, а равно невыход из него, признаются не зависящими от лица, со всеми вытекающими правовыми последствиями.

6. Неудовлетворительная организация приёма граждан в консульстве Украины в Москве.

Обратим внимание на ситуацию по приёму в Консульстве Украины в РФ, расположенном по адресу: г. Москва, Леонтьевский переулок, д. 20.

Согласно данным официального веб-сайта, в границы консульского округа входит 18 (!) регионов-субъектов РФ (для наглядности приведены расстояния до административных центров субъектов): Белгородская обл., Брянская обл., Владимирская обл., Воронежская обл., Ивановская обл., Калужская обл., Костромская обл., Курская обл., Липецкая обл., Московская обл., Москва, Орловская обл., Рязанская обл., Смоленская обл., Тамбовская обл., Тверская обл., Тульская обл., Ярославская обл.

Список регионов неполный (информация на веб-сайте не обновлена), поскольку к данному консульству в г. Москве достоверно относится и Саратовская область (ранее входила в числе других 14 (!) регионов в границы консульского округа Генконсульства Украины в Нижнем Новгороде, расформированного осенью 2014).

Приёмные часы консульства ограничены (с понедельника по пятницу 4 часа в день); условия для приёма вряд ли могут быть рассмотрены как цивилизованные — в приёмные часы успевают принять в среднем не более 80 человек, в помещение пускают примерно по 10 человек, остальные находятся около здания. Такая ситуация с очередью поддерживается практически круглый год, ещё до принятия закона о «носителях русского языка», поскольку круг вопросов, по которым иностранные граждане обращаются в консульство достаточно широк. По вопросам прекращения гражданства обращения стали более массовыми, только с зимы 2014г.

При наличии необходимых документов для оформления заграничного паспорта, процедуры «убытия на ПМЖ», выхода из гражданства принимают, но предупреждают, что сроки исполнения увеличены и точно неизвестны.

7. Процедура аннулирования заграничного паспорта.

После поступления в консульство в РФ Решения, подписанного Президентом, «о прекращении гражданства» предусмотрено т.н. аннулирование загранпаспорта Украины, срок процедуры — до 3 месяцев.

Только после этого на руки выдаётся справка о прекращении гражданства Украины.

Как указывалось выше, для получения гражданства РФ лицами, признанными носителями русского языка, законодательством РФ определён ограниченный — до 2-х лет, причем без возможности его дальнейшего продления — срок действия вида на жительство, который возможно получить участнику программы. В течение этого срока заявитель обязан не только предоставить подтверждение о прекращении иного гражданства, либо документ, что это невозможно по независящим от него причинам, но и подать заявление о приёме в гражданство РФ.

Павел Прилепский,
Novorus.info

Добавить комментарий